Юридическая
значимость оригинальных документов и их копий существенно различалась
фактически с самого начала использования документов для удостоверения
юридически значимых сведений. Именно из тех времён идёт подкреплённая
необходимостью традиция выполнять важные документы на «гербовой» бумаге и
скреплять их «гербовой» печатью и заверять витиеватой подписью.
Эти внешние атрибуты документа служили ранее и продолжают служить сейчас единственной цели – подтвердить достоверность содержащихся в документе сведений и сделать невозможной (технически сложной) его подделку. Копия документа и ранее, и сейчас передаёт только содержание оригинального документа, но, в силу различных причин, не снабжается всем комплексом средств «защиты от подделки». Именно по этой причине так различается юридическая значимость оригинала и копии документа, именно по этой причине вопрос о том, являются ли документы оригиналами или копиями является первым вопросом, ответа на который ждут от эксперта. И именно отсюда следует, что понятия «копия» и «оригинал» («подлинник») являются юридическим атрибутом документа и определяют его юридическую силу.
Эти внешние атрибуты документа служили ранее и продолжают служить сейчас единственной цели – подтвердить достоверность содержащихся в документе сведений и сделать невозможной (технически сложной) его подделку. Копия документа и ранее, и сейчас передаёт только содержание оригинального документа, но, в силу различных причин, не снабжается всем комплексом средств «защиты от подделки». Именно по этой причине так различается юридическая значимость оригинала и копии документа, именно по этой причине вопрос о том, являются ли документы оригиналами или копиями является первым вопросом, ответа на который ждут от эксперта. И именно отсюда следует, что понятия «копия» и «оригинал» («подлинник») являются юридическим атрибутом документа и определяют его юридическую силу.
Вместе с
тем, без необходимости оценить юридическую значимость документов понятия
«оригинала» и «копии» теряют всякий смысл, поскольку каждый объект
материального мира является уникальным, во всех своих деталях подобным только
самому себе. Атрибут «оригинал»/«копия» является искусственным, и с точки
зрения объективных свойств документа – бессмысленным. Так, исследуя реквизиты и
материалы документов, можно сделать вывод о том, что текст одного из них
напечатан с помощью электрофотографического копировального аппарата, а другого –
является рукописным. Однако, имея единственный документ, экспертным путём можно
определить лишь технологию изготовления, но нельзя сделать вывод о том, что
первый из них является «копией», а второй – «оригиналом». Может оказаться, что
первый документ получен копированием нескольких уложенных на предметное стекло
копировального аппарата газетных вырезок. В этом случае «оригинал», с которого
изготовлена «копия», просто не существует. Именно «копия» оказывается
единственным документом с уникальным содержанием. В свою очередь рукописный
текст может быть списан с другого документа, и с точки зрения содержания будет
являться его несомненной копией.
Нельзя
забывать, что информация намертво привязана к её носителю и во времена оны не
существовало процессов, позволяющих переписать её на другой носитель один к
одному. Все методы перезаписи фоно-, видео-, фото- и просто документов неизбежно
оставляли видимые следы, позволяющие этот самый факт перезаписи установить. И в
результате дошло до того, что в умах большинства причастных «копирование»/«перезапись»
как процесс репликации информации и «копия» как характеристика юридической
значимости скопированного / перезаписанного документа сплавились в единое
целое.
Однако,
когда наш быт заполонили цифровые технологии, оказалось, что любой из цифровых
документов можно перенести на другой носитель и они абсолютно ничем не будут
отличаться!
Это
внесло смятение и в ряды юристов, и в ряды экспертов. Некоторые из последних
стали утверждать, что фонограмма теперь уже не сигнал, записанный на носитель,
а некий информационный объект. Наиболее бойкие дошли до того, что пыталисьпридумать что-то взамен «устаревших ГОСТовских определений».
И
всё было бы хорошо, если бы не… тот факт, что с переходом на цифру ничего не
изменилось. Информация никуда не делась со своего носителя, просто количество
ступеней её кодирования увеличилось. А различия между первичным документом на
цифровом носителе и результатом его перезаписи сместились на уровень, невидимый
невооружённым глазом.
Раньше,
при магнитной записи, звук напрямую кодировался намагниченностью доменов
магнитного слоя, которая была пропорциональна амплитуде звукового сигнала. С
переходом на цифру звук стал кодироваться совокупностью нулей и единиц,
которые, в свою очередь модулировали сигнал, записываемый на ленту. Если исследовать сигнал, снимаемый с магнитной
головки при чтении цифрового магнитного диска/ленты, то можно легко отличить
записи, сделанные различными дисководами/стриммерами. Даже более легко, чем
различить записи аналоговых магнитофонов, ибо записанный сигнал сильнее
детерминирован. Просто этого делать никто не стал, потому, что все
переключились на работу с декодированным сигналом, с цифровым потоком. Который
действительно, при перезаписи не изменяется. Отсюда и стенания многих про
невозможность отличить цифровую копию от цифрового оригинала. В коих стенаниях слились воедино и
непонимание понятия «копия» и неразличение его от копирования как технологии
репликации информации, и незнание или нежелание эти технологии постигать.
А
ведь неизменность кода, которым зашифрована передаваемая информация, никак не влияет
на то, что сигналограмма всё так же остаётся сигналом, записанным на носитель, и в
отрыве от него криминалистами рассматриваться не должна.
А
вот тут и начинается самое интересное…
Комментариев нет:
Отправить комментарий