Цифровые фотографии, звуко- и видеозаписи можно объединить по одному признаку: все они являются результатом аналого-цифрового преобразования. Этим обстоятельством обусловлена общность методов их создания, их обработки и их исследования.
Какая система экспертных специальностей, необходимая для исследования фото- фоно- и видеодокументов, была бы всеобъемлющей и непротиворечивой?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, какие задачи решаются при исследовании этих объектов.
Прежде всего, конечно же, идентификация личности.
1.1. Звукозаписи: идентификация по голосу и речи. Идентификационные признаки делятся на две группы: с одной стороны – акустические, обусловленные физическими, физиологическими и психомоторными свойствами голосообразующего тракта; с другой – аудитивно-лингвистические, обусловленные высшей нервной деятельностью.
Очевидно, что решение задачи идентификации требует комплекса знаний в двух различных областях: физической акустике и лингвистике/фонетике.
В принципе – сложная и объёмная экспертная задача, вполне заслуживающая выделения в отдельную экспертную специальность. Даже две. Одна – для физиков/акустиков, вторая – для филологов/лингвистов.
1.2. Фотографии. Традиционная портретная идентификация, наследница бертильонажа, отпрыск габитологии. В основном практикуется идентификация по портретного плана фотографиям, но наука движется в ногу с требованиями практики, идентификацию по признакам внешности успешно проводят и по произвольным фотоснимкам, и по кадрам видеозаписи. Надо отметить, что кадры видеозаписи здесь выступают в роли серий фотоснимков и идентификация осуществляется именно по признакам внешности.
Тоже сложная экспертная задача, уже очень давно решаемая в рамках отдельной экспертной специальности.
1.3. Видеозаписи. Кому-то покажется, что вот здесь-то нас и ждёт засада, ведь видеозапись – это или портрет, или речь, а в лучшем случае – и то, и другое. А вот системы идентификационных признаков, которые фиксируются именно видеозаписью и не фиксируются ничем другим – нету.
Но это только кажется. Достаточно погуглить по фразе gait identification with video cameras или Gait Recognition review, чтобы убедиться, что видеозапись фиксирует именно то, что и должна: динамику движений человека. Которая, как и любые психомоторные навыки, имеет ярко выраженный индивидуальный характер, чем пользуются и почерковеды, и фоноскописты.
Вопрос криминалистической идентификации по моторике ходьбы в том смысле, который имеют в виду криминалисты советской школы, остаётся открытым, но на отрасль forensic investigation это направление явно претендует.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий